С Праздником Друзья! 80-летие легендарному СМЕРШ
Мой дед - Андрей Иванович служил в СМЕРШе, ловил немецких парашютистов диверсантов.... Типичные истории вы знаете. "А зори здесь тихие"...
СМЕРШ - ВИКТОР АБАКУМОВ
Виктор Абакумов смог обыграть руководителей немецкого абвера. Он стал легендой еще при жизни, смог создать такую систему разведки, которая до сих пор, так или иначе, используется во всем мире. За рекордно короткие сроки была образована эффективная система борьбы против врага в годы Великой Отечественной войны, которая дезинформировала противника по всем направлениям.
Немецкий генерал Кейтель в ходе допросов на Нюрнбергском процессе признавался следователям, что ему было тяжело ориентироваться в обстановке на фронте. Ведь он не смог получить от своей разведки ни одного верного донесения, повлиявшего на ход крупнейших операций Вермахта.
В апреле 1908 года на свет появился человек, имя которого навечно войдет в историю советской контрразведки. Виктор Семенович Абакумов стал первым руководителем СМЕРШа, (сокращение от «Смерть шпионам!»). По неофициальным сведениям, именно такое название дал новой службе Иосиф Сталин.
За несколько лет Виктор Абакумов совершил стремительную карьеру в органах безопасности. Сначала он работал обычным практикантом в отделе экономической безопасности ОГПУ города Москвы, сумел четко и грамотно организовать свою работу и тем самым оказался у начальства на хорошем счету.
Молодых сотрудников тогда примечали и старались помогать талантливым людям, имеющим тонкое оперативное чутье. Абакумов заметно выделялся среди других сотрудников. Он был статен, высок ростом, уверен в себе. Он работал над собой. И это было удивительно. Ведь он вырос в очень бедной семье, где родители едва сводили концы с концами, чтобы прокормить троих детей и никакими карьерными амбициями они не обладали, трудились на очень скромных должностях.
Четыре класса школы – надо было кормить семью
Он закончил всего четыре года школы, семья не имела возможности дать ему образование — Виктор пошел работать грузчиком, а потом упаковщиком. Такая ранняя трудовая деятельность в среде бедняков была отличительной чертой того времени.
Когда началась революция, Виктор пошел в армию, работал санитаром. Есть в его биографии факт участия в отрядах ЧОН (Части особого назначения), которые занимались подавлением волнений против молодой большевистской власти, также эти части несли караульную службу на особо важных объектах.
Потом он демобилизовался. Снова стал работать упаковщиком, разнорабочим и так до 1931 года, когда его снова мобилизовали и отправили на работу в ОГПУ. Это была стартовая точка в его стремительной карьере. Абакумов получил великолепный опыт оперативной работы в частях, созданных для борьбы с белогвардейской разведкой. А в 1934 году Виктор Абакумов вместе со своими товарищами был переведен под юрисдикцию НКВД.
Из его служебной характеристики становится видно, что он обладает порывистым характером, по ходу своей работы быстро выполняет порученные задания и делает соответствующие выводы. Также отмечается его дисциплинированность.
Когда он получил очередное звание младшего лейтенанта государственной безопасности, то его направили на новую должность в Ухто-Печерский исправительно-трудовой лагерь. А в 1935 году он получил приказ вернуться в Москву, где стал работать оперуполномоченным в НКВД до апреля 1937 года.
В 1939 году он получил новое назначение – стал руководителем Управления НКВД по Ростовской области, где получил бесценный опыт работы по нескольким направлениям.
Ростов-на-Дону в то время не был глухой провинцией: здесь активно развивалась промышленность, были проложены трамвайные пути, которыми могли похвастаться только Москва и Ленинград
Примечательный факт: Абакумов после своего назначения стал пересматривать дела арестованных, большинство из которых были отпущены на свободы, так как новый начальник НКВД не находил серьезной доказательной базы. И все потому, что многие сотрудники имели слабую подготовку, и звание младшего лейтенанта было венцом карьеры для большинства. Абакумов заставил людей повышать свою профессиональную подготовку, чтобы не допускать впредь таких ошибок, как в деле с финскими шпионами.
Началась советско-финская война и ростовские чекисты посадили в камеру несколько человек финской национальности и одного цыгана, желая отчитаться перед московским руководством за блестящую проведенную операцию по выявлению агентов финской разведки. Все шло к высшей мере наказания, но с приходом нового начальника, дело приняло другой оборот.
Виктор Абакумов, изучив материалы следственного дела, пришел к выводу, что ему необходимо самому поговорить с каждым арестованным. Несколько дней он вел допросы, делал очные ставки и пришел к выводу, что дело надуманное и задержанных необходимо отпустить на волю. Всех отпустили. За одним исключением. Среди арестованных был цыган, который в камере стал распространять ложные слухи, подписал все обвинительные заключения, оговорив себя и других людей. За это ему назначили тюремное заключение сроком на 10 лет. Причем сотрудников ростовского НКВД наказали очень жестко: некоторых уволили из органов, а других привлекали к уголовной ответственности за фальсификацию документов.
Эффективную работу нового начальника НКВД заметили и в Москве, в 1940 году старший майор госбезопасности Абакумов получил награду орден Красного Знамени, а затем его снова перевели в Москву, где в феврале 1941 года он получил известие о разделении НКВД на две части. Первую из них — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) возглавил Лаврентий Берия, а во главе Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) стал Всеволод Меркулов.
Даже став заметным руководителем на советском политическом олимпе, Виктор Абакумов не часто попадал в объектив фотокамеры. Что еще известно о личной жизни Абакумова? По свидетельству современников он много курил, был мастером спорта по самбо, участвовал в теннисных турнирах.
Думаю, он был талантливым руководителем, разведчиком и аналитиком. Всегда остро чувствовал время и момент нанесения главного удара по противнику. Всего за несколько лет он достиг вершины карьерного роста в разведывательных органах.
Приближалась война. Это приближение сотрудники разведки чувствовали все время, и они не могли не знать, что война, так или иначе начнется, это был вопрос времени. Но никто из них не знал, с какими трудностями столкнется разведка в годы войны.
Особенно тяжелыми были первые годы войны, когда армия, разрываемая бронетанковыми немецкими клиньями, отходила вглубь страны, и нужно было сохранить основной армейский костяк в целости, чтобы организовать сопротивление. Эта задача, казалось, была невыполнима для военной контрразведки. Ее сотрудники должны были бороться и предотвращать членовредительство, массовое дезертирство, переходы на сторону противника, паникерство. При этом сотрудников СМЕРШа было немного и с каждым днем их становилось все меньше: бок о бок с обычными красноармейцами они сражались против немцев.
Реальная оперативная информация менялась по несколько раз в день, и в центральном аппарате в Москве было крайне сложно понять, что действительно происходит на фронте. В это же время СМЕРШ вывели из подчинения комиссариата обороны и вернули снова в НКВД. Начальник военной контрразведки Виктор Михеев 1941 году, пробиваясь из окружения, погиб и на его место был назначен Виктор Абакумов, который имел неплохой опыт работы чекистом. Немаловажный факт: Абакумов курировал работу Михеева и был полностью посвящен в самые сложные вопросы. С июля 1941 года Абакумов получает назначение на должность начальника особых отделов НКВД – это так стала называться военная контрразведка, из которой потом был организован СМЕРШ. Новое ведомство стало одним из самых влиятельных, благодаря своим широким полномочиям.
СМЕРШ противостоял немецкой контрразведке под руководством адмирала Канариса, который уже задумывался о пенсии, но приходит Гитлера к власти помог ему стать главой абвера. В это время его главный противник Виктор Абакумов получил должность оперуполномоченного лагерей НКВД. Но потом Абакумов стремительно обогнал Канариса по карьерной лестнице и создал высокоэффективную систему контрразведки, которая превосходила абвер по численности и масштабам проводимых операций.
Для сравнения: абвер состоял из трех отделов. В первом работали разведчики, второй отдел организовывал диверсии, третий отдел занимался контрразведкой.
Структура Главной военной разведки СМЕРШ Наркомата обороны свидетельствовала о том, что главной задачей являлась не только борьба с агентурой, но и наблюдение за личным составом вооруженных сил. Первый отдел СМЕРШа занимался оперативно-тактическим обслуживанием генералитета Красной Армии, а также штабов, фронтов, армий и военной разведки. Второй отдел СМЕРШ ведал противовоздушной обороной, авиаций и военно-десантными войсками. Третий отдел – минометными, танковыми и авиационными подразделениями.
Четвертый отдел руководил оперативно-агентурной работой фронтов, занимался борьбой с дезертирством, изменами, самострелами, также контролировал работу редакций военных газет, военных ансамблей и военных академий. Пятый отдел отвечал за военную медицину, логистику и интендантские перевозки.
Такая структура работы СМЕРШа позволила всеми «корнями» проникать в боевую жизнь фронта, оперативно выявлять вражеских агентов, которые абвер забрасывал на восточный фронт в огромных количествах. Их главной задачей было наведение паники, дестабилизировать ситуацию в частях, уничтожение военного имущества, диверсии, сбор разведывательных данных в тылу советских войск.
Расхожее суждение, что СМЕРШ организовывал заградительные отряды – недопустимая ошибка. На самом деле такие отряды были созданы в структуре войск НКВД и возглавляли их сотрудники особых отделов, которые подчинялись НКВД. СМЕРШ, напомню, подчинялся Наркомату обороны, а его руководитель Абакумов непосредственно Сталину.
Первый Герой Советского Союза среди контрразведчиков
Безусловно, СМЕРШ участвовал в совместных операциях со многими подразделениями НКВД, выявляя в ходе зачисток территории вражеских диверсантов, которых выдавали, зачастую, неправильно изготовленные документы. Чтобы отличить настоящие документы от поддельных сотрудники СМЕРШа проходили каждодневные как учебные, так и боевые тренировки. И это только один из множества других аспектов работы.
Немало фронтовых контрразведчиков погибало, сражаясь на фронтах, четверо из них были удостоены звания Героя Советского Союза, а самый первый это звание посмертно получил Петр Жидков. В 1943 году в боях за освобождение Киева, во фланг наступающего отряда пехоты неожиданно ударил немецкий отряд, началась паника, бойцы не знали, что делать до тех пор, пока Петр Жидков, оценив обстановку принял командование на себя, сумел организовать оборону и погиб смертельно раненый осколком гранаты. Немцы на этом участке не прорвались.
СМЕРШ просуществовал очень короткий срок, всего лишь три с небольшим года, с апреля 1943 года по 1946 год, но за это время эта служба смогла защитить тыл и фронт от немецкого абвера. Абакумов предложил несколько принципиально новых методов работы с противником.
Например, Абакумов предложил сохранять жизни перебежчикам — немецким диверсантам, перевербовывать их, использовать потом в качестве двойных агентов. К 1942 году сотрудники Абакумова знали о большинстве немецким школах абвера, могли организовать против них эффективные меры борьбы. В частности, активно использовались немецкие радисты, которые после захвата участвовали в радио-играх. Поставляя ложную информацию немецкому командованию, которое допускало тактические и стратегические ошибки в ходе операций. Историки подсчитали, что в результате более 186 случаев радиоигр с немцами, было арестовано 400 немецких шпионов. Но эти цифры еще не окончательные. Многие документы той эпохи до сих пор требуют тщательного изучения.
СМЕРШ стал за рекордно короткие сроки одной из самых мощных структур по охране государства от шпионов.
Правдивый образ контрразведчика
Особенности работы сотрудников СМЕРШа очень хорошо описал в своей правдивой книге Виктор Богомолов, который перерыл не одну сотню военных документов, чтобы воссоздать в своей повести «В августе 44-го» образ мыслей и действий контрразведчиков. По этой книге был создан художественный фильм. Ветераны разведки с благодарностью отмечают именно этого писателя. Он сумел достоверно описать сложную и напряженную работу разведки в ходы войны.
Многие операции по глубокому внедрению советских агентов в тылу врага Абакумов контролировал лично.
Свидетельства живых очевидцев
Одно дело спланировать операцию на бумаге, в кабинете, но в ходе выполнения поставленной задачи необходимо было вовремя реагировать на нештатные ситуации. Чтобы понимать логику действия противника и своих подчиненных на практике, Абакумов часто выезжал на операции.
Сослуживцы Абакумова вспоминают о нем с теплотой. До сих пор жива сотрудница СМЕРШа Анна Зиброва, которая увидела Виктора Абакумова, когда пришла устраиваться на работу. Она потом неоднократно участвовала в операциях по поимке шпионов. Анна вспоминала, как в одном из московских переулков она долго наблюдала за квартирой, где скрывался немецкий диверсант, чтобы в наиболее подходящий момент дать условный сигнал группе захвата. Группа получила сигнал и бросилась на задержание диверсанта. Операция прошла удачно, без единого выстрела. После успешного задержания диверсанта Анна спросила у своего начальника, кто это стоял рядом с ним. «Абакумов», — ответил руководитель Анны. Рядовые сотрудники были очень удивлены тем, что высшее должностное лицо СМЕРШа выходит на опасные операции.
Где точно в здании на Лубянке находился кабинет Абакумова, из которого он руководил контрразведкой и отвечал за дела государственной безопасности, знали не многие сотрудники. В этом кабинете принимались важные решения не только для всей армии, но и для всей безопасности страны.
Не один писатель написал множество романов и захватывающих повестей о работе военных контрразведчиков, снимались многочисленные фильмы, но никто и никогда на самом деле не мог передать то огромное чувство наряженной, кропотливой работы, что приходилось выполнять военным контрразведчикам. Их руководитель Виктор Абакумов не был исключением. Вспоминая те годы, его сотрудники рассказывали, что практически каждый день и ночь он был на своем рабочем месте, в кабинете за плотными дверями, напоминающими чем-то огромные двери шкафа, шла напряженная и суровая, чисто мужская работа. Здесь обсуждались операции по поимке врага, здесь назначались новые руководители, формировались оперативные бригады. Здесь был центр всей работы СМЕРШа, который, казалось, пронизал невидимыми нитями не только территорию СССР, но и других государств.
В годы войны Абакумов смог создать высокоэффективный механизм работы против разведки абвера. Силы противников, зачастую, были не равны, особенно в первые годы войны. Но сумев перестроить всю структуру работы разведки за рекордно короткие сроки Абакумов смог нанести сокрушительные удары по резидентуре абвера в разных странах мира.
После войны судьба Виктора Абакумова совершила два противоположных по сути витка. Радостная новость о присвоении ему звания генерал-полковника за выдающиеся заслуги пришла в 1945 году, а в 1946 году СМЕРШ перестал существовать. Судьба Виктора Абакумова совершила еще один резкий поворот, который счастливым не назовешь.
12 июля 1951 года В. С. Абакумов был арестован (Берия уже начал расчищать себе плацдарм для устранения хозяина) обвинён в государственной измене и сионистском заговоре в МГБ.
После смерти Сталина обвинения против Абакумова были изменены; ему вменялось в вину "Ленинградское дело".
Предан закрытому суду в Ленинграде и 19 декабря 1954 года расстрелян в Левашово под Ленинградом.
Светлая память!..
©Дутов Андрей
ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал "СКАЗАНИЯ о РОССИИ" каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете. ссылка
https://vk.com/russkazi